ESPACE LOUIS VUITTON MÜNCHEN: SOPHIE CALLE — L’HOTEL / VOIR LA MER

Это наша неповторимая жизнь. Когда-нибудь, через сто лет, о нас напишут поэму, но там будут только звонкие рифмы и ложь. Правда здесь. Правда этот день, этот час, это ускользающее мгновение. Георгий Иванов. «Распад атома»

 

7«Люди спрашивают меня о моей жизни, и я всегда стараюсь вернуть их к мысли, что речь идет о произведениях искусства. Особенностью многих моих работ является то, что это также и моя жизнь. Они случились. Это то, что обособляет меня от других художников и заставляет людей сильнее любить или не любить то, что я делаю». Софи Каллль. Из интервью Interviewmagazine.com

Sophie Calle_Take Care of YourselfУроженка (1953) Парижа французская художница Софи Калль прославилась своей способностью игнорировать личное пространство окружающих ее людей: «Месяцами я следовала за прохожими на улицах. Ради удовольствия от процесса преследования, а не потому, что они меня интересовали. Я делала снимки людей без их ведома, составляла карту их передвижений, а затем теряла их след и забывала их». К слову, подобный творческий подход принес ей несколько судебных исков и… международную премию Hasselblad Award (2010) — одну из престижнейших в мире фотографии.

В 1970-е Софи активно участвовала в различных общественных движениях, в течение семи лет (1972—1979) путешествовала по миру, пока снова не оказалась в родном Париже. В это время Калль много экспериментировала в области фотографии.

3Можно сказать, что эта необычная и непростая художница возникла словно из ниоткуда. У ее отца, известного доктора, на стене висели работы Дуэйна Майклса. Софи была нежно привязана к матери. Но она не знала, что делать со своей жизнью. Поэтому свои работы Калль начала создавать интуитивно. Ее творчество доказывает, что искусства, оторванного от личной жизни, вообще не существует — в противном случае оно оставит зрителей равнодушными. Свои собственные переживания, равно как и эмоции других людей, художница склонна интерпретировать как отпечатки времени, которое уже прошло, а потому ни объекта переживаний, ни самих эмоций, ни боли в действительности уже нет. Иными словами, в реальности есть лишь следы от прошлого, которые сами по себе не обладают ни какой-либо формой, ни каким-либо смыслом.

6К числу работ Калль, принесших ей известность, можно отнести такие проекты, как «Тень» (Shadow, 1981) — Софи попросила свою мать нанять частного детектива, который на протяжении дня тайно следовал за девушкой, в то время как она посещала особенно важные для нее места в Париже; «Адресная книга» (Address Book, 1983) — Калль пытается составить портрет человека, забывшего свою телефонную книжку где-то в суматохе города, на основе бесед и встреч с людьми, чьи номера в ней записаны; «Береги себя» (Take Care of Yourself, 2007) — эта серия, впервые выставленная во французском павильоне 52-й Венецианской биеннале, состоит из 107 фотографий женщин (знаменитые актрисы, певицы, писательницы, философы), читающих письмо, полученное Калль при разрыве с ее возлюбленным. Вытеснение эмоциональной боли методом самой боли, перенесенной на другого.

elv_sophiecalle4987_1Шестая выставка, организованная в рамках программы Hors-les-murs, проводимой Фондом Луи Виттона (Fondation Louis Vuitton), представляет восемь видео- (Voir la mer, 2011) и шесть фоторабот (L’Hôtel, 1981—1983) Софи Калль, демонстрирующих попытки художницы постичь свое «я» в период 1980-х, равно как и альтруистические исследования последних лет.

Своеобразным откровением для героев проекта Voir la mer стала их первая встреча с морем. В общей сложности Калль сняла 15 почти статичных видеопортретов, на которых люди, живущие и работающие в Стамбуле, впервые созерцают стихию. Сначала со спины, затем герои медленно разворачиваются. На их лицах — следы, оставленные опытом первой «инициации».

5Собирая материал для проекта L’Hôtel (1981—1983), Калль в течение трех недель работала горничной в гостинице, где, подобно детективу, внимательно изучала привычки постояльцев по оставляемым ими материальным следам (апельсиновая кожура, бумажный мусор, содержимое шкафов и чемоданов). Во время отсутствия гостей она лежала на их кроватях, пробовала оставленную ими еду и тщательно всё документировала.

Стирая границы между анонимным и интимным, дозволенным и запрещенным, Софи Калль намеренно вовлекает зрителя в процесс, делая его невольным свидетелем и даже соучастником. Вуайеризм?.. Или некое предвосхищение эпохи, в которой недоеденные бутерброды и разбросанное белье станут обязательными героями Instagram… Как утверждает сама Калль в своей работе «Другой»: «Происходящее сейчас наделено таким опережением, что мы никогда не сможем его настигнуть и познать его настоящий облик».

Выставка в Espace Louis Vuitton München (Maximilianstraße 2a) продлится по 24 февраля 2019 года. Вход свободный.

Fotos: © Fondation Louis Vuitton