Народная артистка СССР, народная артистка Грузии Нани Брегвадзе — поистине легендарная исполнительница, творчество которой просто не может оставить равнодушным. Не было концерта, чтобы зал не встал, приветствуя свою любимую певицу долгими аплодисментами. О том, чему ее учила мама и как ей работалось в ансамбле «Орэра», про секрет своей молодости и мечты, которые ей бы хотелось осуществить, и много еще о чем другом Нани Брегвадзе рассказала в интервью журналу Life IN.
Совсем скоро вы приедете с концертом в Германию. Какие ассоциации вызывает у вас эта страна?
В свое время я очень часто бывала с гастролями в Германии, и эти визиты оставили у меня самые лучшие впечатления. И условия для выступлений неизменно были хорошими, да и сама страна замечательная. Я очень люблю Германию и часто там бываю.
В Грузии никого не удивишь пением. Но чтобы успешно выступать на сцене, нужен не только голос, важно также иметь определенный вкус. Необходимо уметь правильно двигаться, одеваться, иметь собственную манеру исполнения. Как все это культивировалось в вашей семье?
С малых лет я пела и выступала, но никогда не думала, что смогу стать певицей. О моем воспитании заботилась мама, прививавшая мне хороший вкус и правильные манеры. Кстати, она происходила из дворянской семьи и получила прекрасное образование. Дедушка тоже был неординарным и талантливым человеком, окончил математический и юридический факультеты в Санкт-Петербурге. Его мнение в семье считалось особенно важным. Моя мама хотела, чтобы я росла рядом с дедом, больше общалась с ним и вращалась в его кругу. Так что свою роль сыграли и генетика, и, конечно, образование. Если видишь, как умело можно преподнести даже не слишком дорогие вещи, постепенно формируешь собственный вкус. Так и происходило мое становление.
По-настоящему известной вы стали во время гастролей с вокально-инструментальным ансамблем «Орэра». Не сложно было выступать в чисто мужском коллективе?
Напротив, мне было там очень комфортно. К тому же у меня уже имелся опыт коллективной работы — до этого я пела в Тбилисском государственном оркестре. В «Орэра» было интересно, и там я сформировалась как артистка, поняла, как себя вести и что делать на сцене. Парни меня баловали, превосходно ко мне относились, то и дело ручку целовали. Во время выступлений у меня возникало чувство, будто я играю какую-то роль, что я особенная, неповторимая и лучше меня никого нет. За эти ощущения я до сих пор благодарна всем музыкантам «Орэра», с которыми объездила более 80 стран.
Поддерживаете ли вы контакты с кем-то из этого коллектива? К примеру, как складываются у вас отношения с Вахтангом Кикабидзе?
У нас по сей день очень близкие и теплые отношения. Мы не только часто встречаемся, но и выходим вместе на сцену. К примеру, совсем недавно на фестивале Лаймы Вайкуле «Рандеву» в Юрмале мы выступали втроем: Буба Кикабидзе, моя дочь Екатерина Мамаладзе и я. Публика была просто в восторге, когда мы вышли.
Вы были одной из первых певиц на советской эстраде, возродившей искусство романса. Кто был вашим кумиром в мире музыки?
Моя прабабушка была профессиональной певицей и имела свой салон, где часто звучали грузинские и русские романсы. Потом эту традицию подхватила моя мама, а потом и я запела, с шести лет. Сперва «Калитку», потом «Вернись». Во время учебы в школе я пела постоянно. А вот кумира в мире романсов у меня не было. Я равнялась на своих тетушек — сестер мамы, а их было шесть. Они пели так, что лучше и представить себе невозможно.
Спроси сегодня ваших поклонников, какая песня Нани Брегвадзе приходит им первой на ум, большинство назовет «Снегопад». Довелось ли вам исполнять романс, который как-то отражает историю вашей жизни?
В романсах отражена жизнь всех людей, мужчин и женщин. Это и страсти, и разочарования, и любовь. Собственно, поэтому данный жанр столь любим публикой. Романсы несут большую эмоциональную нагрузку, и основная задача исполнителя — суметь донести до слушателей весь этот сонм переживаний.
В одном из интервью вы сказали, что можете по пальцам пересчитать концерты, когда остались довольны собой. И в то же время среди почитателей вашего таланта были такие звезды мировой сцены, как Ирина Архипова, Елена Образцова, Мстислав Ростропович. Почему тогда вы столь строго подходите к оценке своего творчества?
Я считаю, что только так и должно относиться к себе и своему творчеству.
Когда ваша дочь объявила о своем желании стать артисткой, вы сразу приняли ее решение?
Конечно, я совсем не хотела, чтобы она стала певицей. Правда, будучи всего шести лет от роду, она уже выступала перед гостями, собиравшимися у нас дома. Честно говоря, ни я, ни моя мама не думали, что Эка должна пойти по моим стопам, продолжив таким образом мою жизнь. Но когда она, как и я в свое время, окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано, мы поняли, что это ее путь. В конечном итоге она стала певицей.
У вас никогда не возникало мысли, объединив силы с дочерью и внучкой, выступить с ними в одном концерте?
Мои сольные концерты давно проходят вместе с дочерью Екатериной Мамаладзе. Сейчас нам предстоит совместное выступление в Большом зале Московской консерватории. Это очень ответственный для нас концерт, и Наталия (внучка Наталия Кутателадзе. — Прим. ред.), конечно, тоже будет принимать в нем участие.
Ваш голос по сей день звучит потрясающе. Есть ли в вашем арсенале какие-то специальные дыхательные техники, позволяющие столь блистательно проводить концерты?
Вы знаете, я до сих пор не могу понять, что со мной происходит. Какое-то время я занималась йогой — это укрепляет связки. По мнению специалистов, я всегда правильно пела и у меня была правильная техника дыхания. Конечно, я не могу сказать, что сегодня мой голос звучит так же, как раньше. Но каждый раз, когда я выхожу на сцену, на меня снисходит особое вдохновение и где-то внутри меня рождается голос.
Что помогает вам оставаться в форме? У вас есть свое «средство Макропулоса»?
Мой секрет молодости — это мое отношение к себе и к окружающим. Я просто обязана выглядеть достойно. Когда на каждом концерте на тебя смотрят тысячи глаз собравшихся в зале слушателей, ты просто не имеешь права забывать о них. Я уважаю себя и всех людей вокруг, поэтому даже вне сцены, просто на улице, стараюсь неизменно хорошо выглядеть.
Каково ваше отношение к таким музыкальным проектам, как «Фабрика звезд» или «Голос»? Никогда не возникала мысль занять место в кресле наставника?
Нет, такой мысли никогда не возникало. А вообще я очень рада, что существуют подобные проекты, помогающие выявить настоящие таланты, которых так много на постсоветском пространстве. Но конечно, дальнейшая судьба этих исполнителей зависит от множества факторов: как они отнесутся к своему таланту, какой рядом с ними будет наставник…
На современной эстраде происходит постоянная ротация. Есть ли сегодня кто-то, про кого вы с уверенностью можете сказать, что это будущая звезда?
Сегодня на эстраде так много исполнителей, что я физически не в состоянии их всех запомнить. И безусловно, среди них есть прекрасные певцы — как в Грузии, так и в России.
Вас любят не только в странах бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами. Как вы думаете, что трогает публику в ваших песнях?
Думаю, моя душа, ведь я никогда не кривляюсь на сцене, а пою совершенно искренне, от всего сердца.
Как вам кажется, отличается ли чем-то ваш современный слушатель от прежнего?
Я считаю так: если музыка на высоте, она понятна и приемлема для представителей всех поколений, одинаково положительно воздействует как на людей с музыкальным образованием, так и без. Для хорошей музыки не существует такой категории, как время.
С высоты своего опыта скажите, трудно ли быть звездой в современном обществе?
Трудно, достигнув определенного уровня в творчестве, удержаться на этой высоте. В искусстве это очень важный момент.
Если бы можно было начать жизнь сначала, выбрали бы вы тот же путь? Или предпочли бы, к примеру, карьеру пианистки?
Однозначно нет. Я очень благодарна судьбе и Богу за то, что в свое время меня направили на верный путь.
Чем предпочитаете заниматься в свободное время?
Я очень люблю бывать на природе. Она имеет для меня большое значение, особенно в последнее время. Я мечтаю, уединившись и отвлекшись от всего, просто слушать хорошую музыку, читать хорошие книги. И чтобы рядом со мной находились мои любимые люди, моя семья.
Любите ли вы готовить? И что из грузинской кухни предпочитаете?
Честно признаться, готовить я не люблю, для меня это пустая трата времени. Я не считаю себя гурманом и ем то, что мне по вкусу.
У вас прекрасная дочь, замечательные внуки, вы давно прабабушка. Какими качествами должна обладать женщина, чтобы суметь сплотить вокруг себя свою семью?
Важно уметь делить свое свободное время с родными, отдавать им себя и, конечно, любить их. Любовь и доброта — самые важные качества для любой женщины. Честно говоря, когда родились мои внуки, я очень переживала по поводу воспитания этих двух мальчуганов. На это моя мама сказала, что дети будут вести себя по образу и подобию родителей, поэтому нужно не бояться, а просто подавать им хороший пример.
Есть ли у вас мечта, которую вам хотелось бы воплотить в жизнь?
Конечно, и даже не одна! Наверное, это немного смешно, что в моем возрасте я все еще живу надеждами на их осуществление. К примеру, я мечтаю о загородном доме. У меня есть собственная дача, но мне хочется иметь большой дом, где я могла бы принимать гостей.
Чем вы руководствуетесь в жизни?
Я считаю, что необходимо жить спокойно, любить людей вокруг и любить то, чем ты занимаешься. А мой девиз: «Все, что ни делается, — к лучшему!»
И вопрос напоследок: что бы вам хотелось пожелать будущим поколениям?
Прежде всего уважения друг к другу. Чтобы люди остепенились и подумали о последствиях вражды и войн, которые они ведут друг с другом. Чтобы ценили все хорошее и любили своих родных и близких.
Fotos: Личный архив Нани Брегвадзе