В течение вот уже 30 лет агентство DEININGER CONSULTING GmbH с головным офисом во Франкфурте входит в десятку лучших немецких фирм по поиску персонала на позиции управленцев для ведущих компаний и организаций по всей Германии, а также для немецких компаний, работающих на азиатских и восточно-европейских рынках. Предприятие не только ищет, но самое главное — находит кандидатов, идеально вписывающихся в поставленные заказчиком рамки. Профессия консультанта по подбору персонала — это одновременно искусство и трудоемкая работа. Однако главной задачей остается тщательная оценка соискателей и понимание задач вакансии. На что ориентируются консультанты при подборе кандидатов на ключевые позиции, какими качествами должен обладать идеальный топ-менеджер и с какими сложностями сталкиваются современные охотники за головами? Вряд ли найдется тот, кто знает ответы на эти вопросы лучше, чем основатель и владелец компании DEININGER CONSULTING GmbH Томас Дайнингер.
Господин Дайнингер, созданное вами в 1981-м предприятие DEININGER CONSULTUNG GmbH является одним из признанных рекрутинговых агентств в Германии и далеко за ее пределами. Расскажите, как всё начиналось?
Мой путь во взрослую жизнь начался с профессии механика, затем я окончил факультет машиностроения Технического университета Дрездена и семь лет трудился в этой отрасли. В международное предприятие по подбору персонала я пришел в 1974-м. Четыре года спустя уже был в руководстве фирмы, а в 1981-м основал DEININGER Unternehmensberatung GmbH. Я хотел многое делать по-новому, создать что-то, что отличало бы нас от конкурентов. К примеру, мы организовали команду поддержки, занимающуюся анализом рынка. До создания нашего предприятия мы часто слышали от клиентов фразу: «Объявления по найму мы можем размещать и сами, для оценки и выбора кандидатов нам нужны ваши знания и контакты». Сегодня это и есть одна из наших сильных сторон, поскольку мы оцениваем соискателя по целому ряду критериев: его сильные стороны, потенциал и даже то, насколько сверхмотивированный кандидат может приукрашивать реальную ситуацию.
Найти человека, идеально вписывающегося в указанные рамки, — это одновременно искусство и очень трудоемкий процесс. При этом качество наших услуг не должно измеряться только суммой выставленных счетов. Отыскав идеальную, с нашей точки зрения, кандидатуру, мы должны быть на 100% уверены в том, что она будет соответствовать своей должности и поможет предприятию развиваться.
Чего ждет сегодняшний рынок от топ-менеджеров?
В силу целого ряда причин сегодня практически каждый сектор экономики переживает структурные изменения, поэтому основная задача топ-менеджера — соответствовать быстро меняющейся ситуации и быть высоким профессионалом. И университетское образование не всегда играет в этом решающую роль. Зачастую именно практический опыт помогает определить склонности соискателя. Мы уже 15 лет ведем речь об инновационном потенциале, который чрезвычайно важен для представителей руководящего звена. Они должны уметь задаваться вопросами о целесообразности выбранной стратегии, правильно оценивать достижения и просчитывать изменения на рынке. На мой взгляд, в Германии сейчас на них дефицит, особенно в банковском секторе. Это четко видно на примере актуальной консолидации рынка.
Как вы оцениваете современную ситуацию на мировых рынках?
Постоянное изменение мировой ситуации и нарастающие противоречия между рынками становятся всё более очевидными. Еще 50 лет назад Китай, славный своими традициями и культурой, не имел столь мощного экономического влияния. В 2002-м мы основали там компанию и с тех пор являемся свидетелями всех изменений. Аналогичная история происходит сейчас в Индии. Страна выходит в лидеры среди индустриальных государств. Сегодня Китай может потенциально представлять определенную опасность: 4 млн трудовых мигрантов! Это люди, которые работают круглосуточно. В большинстве стран Европы подобное представить себе невозможно. Однако и тут происходят изменения. Если Германия со всеми ее know-how и профессионализмом во многих сферах, включая медицину, инженерию и другие технические направления, не хочет оказаться в хвосте, руководителям предприятий нужно учиться понимать ситуацию на рынках, внутренне справляться со спровоцированными ими изменениями и внедрять их в работу компаний. Мы не можем сидеть и ждать, пока политики допустят ошибку. Возьмем, к примеру, «Северный поток». Следует, наконец, признать необходимость стратегического партнерства с Россией. Можно говорить все что угодно, но, уповая холодной зимой лишь на энергию солнца и ветра, мы рискуем попасть в коллапс. По идее, мы должны радоваться тому, что есть Россия, снабжающая нас энергией. Сегодня мы стали свидетелями столкновения интересов политики и экономики. К слову, есть хорошая метафора: представители экономики — это верблюд, позволяющий политикам преодолеть пустыню. Германский политический бомонд боится России, Путина, Китая. Поскольку наша компания занимается поиском персонала в том числе и для российских предприятий, я часто бываю в России. Ко мне там всегда относились доброжелательно и с доверием. От конфронтации больше всего страдает население обеих стран. Это очень досадно.
Насколько высока, как правило, готовность потенциальных кандидатов изменить место работы?
Большинство из тех, к кому мы обращаемся, открыто для перемен. Ну и потом, важно понимать, чем ваше предложение может заинтересовать кандидата и что окажется для него особенно привлекательным. Будет правильным донести до него информацию о положении компании на рынке, насколько она инновативна и перспективна. Тем не менее всегда действует правило: никогда не представлять того, чего нет. Случается, компания ищет сотрудника, который должен выправить сложившуюся на предприятии сложную ситуацию. Для этого нам необходимо сначала досконально изучить дела компании, ее положение на рынке и финансовые успехи, чтобы определить для себя критерии поиска и затем должным образом подготовить соискателя к собеседованию.
Сейчас все чаще говорят о разумном балансе между работой и личной жизнью. В ряде стран уже введена 36-часовая трудовая неделя. Каково ваше мнение на этот счет?
Необходимо больше работать. У топ-менеджеров редко бывает регламентированный рабочий день — хотя бы из-за разницы часовых поясов. Однако следует четко различать, о чем идет речь. К примеру, человек, стоящий на конвейере, хочет за счет автоматизации меньше работать и больше зарабатывать. Для этого у нас есть профсоюзы, которые полномочны ставить работодателям условия и защищать интересы людей. Но взгляните на труд ремесленников! Сегодня все труднее найти хорошего мастера, поскольку люди отказываются от тяжелой работы в пользу высшего образования. На мой взгляд, правительство должно больше поддерживать эти профессии, сохраняя их и делая более привлекательными.
Насколько привлекателен немецкий рынок труда для топ-менеджеров? Какие регионы наиболее востребованы?
Не стоит в целом переоценивать Германию. Безусловно, с существующей инфраструктурой она продолжает оставаться привлекательным местом. Мюнхен и Франкфурт, например, предлагают хороший уровень жизни, несмотря на высокие цены на недвижимость. К числу востребованных регионов и городов можно отнести Гессен, Баварию, Баден-Вюртемберг, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. Когда речь идет о чистоте, да — Германия впереди, в то же время многие дороги и мосты разрушены. Государство должно больше инвестировать в улучшение инфраструктуры. Взгляните на Китай, насколько там высокая организация в сфере строительства дорог и ремонта мостов. Это абсолютно иной уровень, другое измерение. Из последних ужасающих примеров германской организации дел — аэропорт Берлин-Бранденбург. Так случается, когда политика вмешивается в назначение на должности и в трудовые процессы. Это трагедия, которая вредит репутации нашей страны.
С какими серьезными проблемами, на ваш взгляд, может столкнуться рынок труда в будущем?
К примеру, одновременное присутствие сразу в нескольких странах. С такого рода проблемами мы сталкиваемся уже сегодня. Несмотря на то что у нас есть коллеги в Китае, Индии, Польше, Лондоне, Лос-Анджелесе, мы, будучи компанией средних размеров, не можем быть сразу везде. Вторая трудность — квалификация персонала, требующая постоянного повышения. Например, искусственный интеллект, который в будущем полностью изменит не только немецкую, но и мировую экономику. Именно в этом направлении должны развиваться менеджеры. И наконец, третий аспект: толерантное сотрудничество с представителями других культур. С этой точки зрения нам очень повезло. У нас есть Центр рыночных исследований, представляющий собой команду специалистов из 12 стран, среди них русские, украинцы, турки, китайцы и многие другие. Подобная тенденция должна становиться нормой и в немецких компаниях. Для нас преимущество, в условиях анализа рынка в Поднебесной, иметь специалиста с родным языком — к примеру, китайским. Мне доводилось искать топ-менеджеров на Украине, я бывал в Николаеве и Одессе, мне там очень понравилось! В этом случае многонациональность нашей команды также сыграла решающую роль в достижении успеха.
Несмотря на что Всемирная сеть облегчает процесс поиска персонала, ваша отрасль по сей день переживает ощутимый подъем.
Сегодня у нас есть информация, которой не было еще 20—30 лет назад, а вместо 20 кандидатов на должность — до 200 соискателей, и все данные мы должны обработать в кратчайшие сроки с высочайшей эффективностью! Для этого нужны хорошо скоординированные команды. В этом наша сила! Если сравнить нашу деятельность, к примеру, с большой гаванью, то чем больше в ней судов (различные стратегии поиска), тем важнее наличие маяка (оценка кандидатов). Конечно, за последние 20 лет наш бизнес изменили как социальные сети, так и такие компании, как Monster.de. Однако правильная оценка кандидатов остается главным условием, поэтому в нашей сфере наблюдается рост. Не программное обеспечение улучшает процесс поиска, а квалифицированные работники. Важно находить лучших, а не просто искать! Хотелось бы добавить, что делать такую работу можно только в команде: процесс отбора, поиск альтернатив, постоянная информированность о состоянии дел на рынке при соблюдении полной конфиденциальности. Мы бы подверглись волне критики, если бы информация о том, кого мы ищем, стала публичной. В прошлом у нас было для этого 5—6 месяцев, сегодня — 2—3. По этой причине в нашей профессии очень высокие требования к эффективности.
Имея 135 сотрудников и 27 консультационных групп, вы работаете в 15 представительствах по всему миру. Как вам это удалось?
Начиная свою деятельность с командой из 5—6 человек, компания DEININGER CONSULTING была слишком мала для многих клиентов. Имея в штате уже 20 сотрудников, я не раз слышал от заказчиков сетования по поводу того, что мы не работаем на международном рынке. Однажды один из моих клиентов, на протяжении 11 месяцев безуспешно искавший управляющего для работы с компанией в Китае, попросил у меня совета. На что я пообещал ему заняться поиском при условии, что верну весь свой гонорар, если не найду подходящего человека. Так я впервые оказался в Китае. Увидев завод, я понял, кого именно нужно искать. Уроженка этой страны, работавшая в нашей исследовательской группе и мечтавшая реализовать проект в Китае, быстро нашла на месте 13—14 кандидатов для собеседования. Вскоре я снова прилетел в Китай, чтобы встретиться с кандидатами, а еще через две недели мы представили соискателя работодателям в Шанхае. Должность была занята меньше чем за 8 недель. Наш структурированный подход, обстоятельность, доскональный сбор информации и немного удачи помогли нам достичь настоящего успеха. После этого мы, разумеется, получили много рекомендаций, позволивших нам выйти на международный рынок.
Каким из ваших предыдущих проектов вы более всего гордитесь?
Особенным было поручение обербургомистра Франкфурта г-жи Петры Рот, которое мы получили по тендеру. Messe Frankfurt искала подходящую кандидатуру на место директора. Поиски привели нас к г-ну Вольфгангу Марцину, возглавлявшему в тот момент Leipziger Messe, а ранее занимавшему аналогичную должность в Мюнхене. На этом месте мне виделся специалист со взглядами космополита. И наш кандидат для этого идеально подходил! Он много лет проработал в США для Messe Düsseldorf. Если вы взглянете на сегодняшние цифры Messe Frankfurt, то увидите рост, который генерируется в основном за счет международного бизнеса в Индии, Китае и Америке.
Если говорить о последних заказах, то какой бы вы назвали наиболее интересным?
Заказ в Сухом Логе (Россия, Свердловская область), где мы искали сотрудника для компании Dyckerhoff Zement. Наш выбор остановился на молодом специалисте, успевшем поработать на французский концерн Lafarge в разных точках мира. Вернувшись из Вьетнама, он не нашел себе применения в изменившейся структуре концерна в России. Смена сферы деятельности не принесла ему удовлетворения, поскольку он был специалистом именно в цементной отрасли. Как раз такого мы и искали. Выбор оказался успешным. Он согласился на должность с большим энтузиазмом и уже пятый год трудится в Сухом Логе. Компания «Дюккерхофф Коркино Цемент», сегодня часть Buzzi Unisem, является серьезным инвестором Екатеринбурга. Предприятие и работники действительно высшего класса.
Как долго обычно длится ваш рабочий день?
Наш график достаточно гибкий. День не слишком долгий и не короткий. Начинаем мы рано, потому что работа идет из разных точек. Мы ведь не можем уповать на то, что наши коллеги и клиенты в Китае из любви к нам будут ждать звонка до полуночи. Работая с людьми, мы должны воспринимать их всерьез и нести за них ответственность. По этой причине время зачастую уходит на задний план, ведь в центре моей работы всегда стоит одно — человек.