НЕУТОМИМЫЙ ЭКСЦЕНТРИК

ColaniKünstler-im-GartenKL-1-scaled

Луиджи Колани (Luigi Colani) называют отцом биодизайна: он не раз говорил, что все в природе построено по принципу круга или шара и ничто на свете не заставит его рисовать угловатые вещи: «Возьмите камень и бросьте его в воду. Камень — это круг, траектория — тоже круг, рябь на воде — тоже круг. Земля — круглая, все небесные тела — круглые. Все они движутся по круглой или эллиптической орбите. Такая картина круглых шарообразных мини-миров, вращающихся вокруг друг друга, сопровождает нас вплоть до микрокосмоса. Эротика возбуждает нас округлыми формами. Почему я должен присоединяться к заблудшей массе дизайнеров, которые хотят сделать весь мир угловатым? Я следую философии Галилео Галилея: мой мир — тоже круглый». Эту концепцию художник воплощал практически во всех объектах, за которые брался. На его счету — как экстравагантные спорткары и футуристические грузовики, так и мебель, музыкальные инструменты, фотокамеры, чемоданы… Последней масштабной работой патриарха стал проект бионического города будущего Human City, разработанный для Шанхая.

«Самый итальянский художник среди немецких» и «enfant terrible современного дизайна» появился на свет 2 августа 1928 года в обеспеченной берлинской семье, имевшей курдские корни. Мать будущего дизайнера была родом из Польши. Звучная фамилия досталась мальчику от отца (итало-швейцарского происхождения), а имя Луиджи — не более чем творческий псевдоним. Отец Лутца (именно так назвали родители своего сына), работавший художником кино, с детства прививал мальчику любовь к конструированию. Ему предлагали бумагу, клей и краски вместо игрушек, чтобы он мастерил их себе сам. Далекий от ощущения какой-либо обездоленности, Луиджи с удовольствием воспринял родительскую идею и стал расти в постоянном поиске новых способов создавать вещи. С тех пор он ничего не воспринимал как данность и всегда творил свой собственный мир.Colani-Behrens-1

Луиджи Колани был одной из наиболее многогранных личностей ХХ—XXI столетий, объять которую во всей ее полноте довольно сложно: студент Берлинского университета искусств и парижской Политехнической школы, выпускник Сорбонны, вошедший в историю дизайна благодаря футуристическим идеям и биоморфным формам своих проектов. Важнейшим источником вдохновения для него служила природа, хотя формально латеральный мыслитель был близок к ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — в 1977 году Луиджи Колани заявил о кончине Баухауса и призвал к «ренессансу модерна».

Довольно рано он стал задаваться вопросами о природе вещей — связи их внутренней сути и внешней формы. Поиски истины привели Луиджи к морю. Там он участвовал в экспедициях, изучая мир подводного царства, который тысячелетиями оставался неизменным. Подобные наблюдения расширили рамки обычного мышления: «В природе не бывает прямых линий. Вот почему я верю в биодизайн и органические формы с их экспрессией и чувственностью». Поэтому не стоит удивляться тому, что все объекты Колани — обтекаемых форм. Будь то кресло, автомобиль или… гроб — настоящий дизайнерский гроб by Colani, созданный 80-летним творцом в начале 2000-х.

Loetz-Vase-1-scaledТрудовую деятельность Луиджи Колани начал во Франции, делая макеты для журнала Revue Vedette, в 1952 году уехал в США, где занимался исследованиями в области сверхвысоких скоростей на авиапредприятии Douglas. В 1953-м он возвращается в Европу и пробует свои силы в автомобилестроении. Его работы — синтез новых технологий и прогрессивных материалов — выглядели современно и необычно в царившей тогда атмосфере послевоенного восстановления. В 1954-м на Женевском автосалоне Луиджи получил «Золотую розу» за дизайн автомобиля Fiat 1100, названного прорывом. Позже дизайнера приглашают к сотрудничеству практически все крупнейшие компании автопрома, но он предпочитает работать с ними лишь по отдельным проектам. На вопрос, как Колани относится к своим концептам без будущего, он ответил: «Мне нелегко общаться с индустрией, потому что она устарела. Посмотрите на General Motors, Mercedes, Chrysler, Porsche, BMW… Все они строят автомобили вчерашнего дня! Они не понимают, как должен выглядеть автомобиль дня завтрашнего. Но я уже построил его». В целом же талантливый дизайнер разработал не менее 35 концепт-каров, среди них есть модели для Porsche, Mazda, Ferrari, Ford и др. Однажды, не имея вообще никакого опыта в создании болида для Formula 1, он сделает машину для чемпионата — Eiffelland Type 21, практически совершенный автомобиль с удивительными формами. Чуть позднее Колани совершит переворот в авиастроении. В 1976-м, находясь в Японии, он представил миру свою новую разработку — самолет RFB Fanliner, выполненный из пластика.Colani-Daumenglas-1

Ему было все равно, что рисовать: самолеты и вертолеты, мотоциклы и корабли, телефоны, телевизоры, фотоаппараты, одежда, часы, очки, аксессуары, детские горшки, унитазы, умывальники, ковры, обои, светильники, кресла и парковые скамейки, бутылки и фужеры, чашки и вазы. В 1960-х годах Луиджи произвел революцию в немецком дизайне. Активно используя возможности пластика, он создавал под брендом Colani необычные футуристические объекты. Их извилистые асимметричные линии, основанные на органических формах, отсылали к эпохе югендстиля, основные идеи и концепции которого дизайнер планировал развивать дальше: «Многие архитектурные идеи модерна так и остались только идеями. Однако о них до сих пор говорят с большим трепетом». 

Colani-Rohkarosserie-Sportwagen-2-2048x1365Из мастерской Колани вышли макеты «каплеобразной» фуры Mercedes-Benz и грузовика Colani SuperTruck, превращенного в предмет чистого искусства. Его перу принадлежат эргономичная рефлекторная фотокамера Canon T90 с «наплывом» под правую руку (Колани называл ее своим лучшим продуктом); копилка-слоненок Drumbo elephant money box, разработанная в 1963 году для Dresdner Bank и популярная по сей день в качестве сувенира; обои Colani TSAVO, Colani VISIONS и Colani EVOLUTION для фабрики Marburg, сотрудничать с которой дизайнер начал в 2007 году, когда ему было 79 лет; аксессуары для ванной по заказу Villeroy & Boch; авторские ковры и чайный сервиз Drop для немецкой мануфактуры Rosenthal. В 1970-х он создает проект компактного дома с вращающейся кухней-шаром, где «хозяйка завтрашнего дня», не вставая со стула, могла без усилий дотянуться до плиты, холодильника или посудомоечной машины. В 1997-м году Колани удивил общественность… биодинамическим роялем (!) Pegasus, созданным для Schimmel Pianos — одной из старейших фортепианных фабрик Германии. Среди почитателей инструмента были Ленни Кравиц, Принц и Эдди Мерфи. 

Несмотря на огромное число фанатов творчества Колани, находились и те, кто считал его человеком не от мира сего, но именно благодаря своим безумным идеям он вошел в историю дизайна. Практически все, что создал Луиджи, было революционным, сумасшедшим, невероятным и запоминающимся. Необычные формы его объектов вызывают целый поток ассоциаций: стулья словно скульптуры, сконструированные 1986 году 14 моделей экологически чистых «автомобилей будущего», по форме напоминающих не то летящую чайку, не то хищную рыбу… Даже старый «Траби», раритет эпохи ГДР, в фирменном стиле Colani смотрится ничуть не хуже Porsche.

Хотя, по оценке самого Колани, порядка 70% его идей ушли в стол, тем не менее креативное видение Луиджи оказало серьезное влияние на таких всемирно известных дизайнеров, как Заха Хадид, Рашид Карим, и многих других. Стоит один раз увидеть эти странные автомобили, кресла или чайники, которые рисовал дизайнер, выпуская дым одной из 40 ежедневно выкуриваемых им сигар, чтобы они запали в память и остались там навсегда. И в этом, похоже, нет ничего удивительного — ведь Луиджи Колани намного опередил свое время.

Colani-Bewegungsstudio-YLEMKL-1-2048x2032

© Colani Design Germany GmbH, Colya Zucker, Martin Adam, Berlin, Sammlung POPDOM