Interview mit Mehdi Douss, dem Inhaber der berühmten luxuriösen Restaurantkette «La Marée»
Меди Дусс: «Если бы я родился русским, я бы этим гордился»
Трудно спорить с целеустремленным человеком, твердо знающим, чего он хочет.
Виктор Пелевин. «Смотритель. Железная бездна»
Пожалуй, именно к такому роду-племени относится и герой нашего сегодняшнего интервью — Меди Дусс, президент компании La Marée. Выходец из Туниса, гражданин трех государств (России, Франции и Туниса), свободно владеющий несколькими языками, человек с уникальной судьбой и широкой душой. Харизматичная личность с прекрасным чувством юмора, чья жизнь — пример того, что любой по-настоящему целеустремленный человек, даже оказавшись в чужой стране, может добиться успеха в бизнесе и всеобщего уважения.
Господин Дусс, кто или что привело вас в Россию?
Я приехал сюда в 1981-м, когда мне как раз исполнился 21 год. Из всех возможных вариантов (а у меня было куда поехать учиться, в том числе во Францию или в Англию) сделал выбор в пользу Советского Союза — тогда коммунисты были в моде. (Смеется.) Правда, спустя три месяца пребывания здесь понял, что коммунизма в этой стране никогда не будет. Друзья до сих пор подшучивают, что именно я стал предвестником развала СССР. (Улыбается.) Приехал сюда, имея в кармане 200 долларов, которые дал мне отец. К слову, это были единственные деньги, полученные от него, все остальное я зарабатывал сам. В годы учебы в МГУ встретил свою будущую жену, что еще больше укрепило мое желание остаться в России. С этой целью я поступил в аспирантуру. Время было непростое — 1990-е, и чтобы прокормить семью, приходилось крутиться. Однако фортуна была на моей стороне — вскоре мне удалось найти работу в лесном концерне. Впоследствии я стал его владельцем, и он по сей день процветает под моим руководством.
А как родилась идея La Marée?
Совершенно случайно! Собственно, ее мне подал мой хороший приятель — шеф-повар единственного на тот момент иностранного ресторана в Москве. Как-то в разговоре он обмолвился, что в России не хватает хороших продуктов, и поинтересовался, не хочу ли я попробовать себя на этом поприще. Вот так, собственно, и родился проект компании La Marée — основного поставщика свежих морепродуктов. В итоге это стало делом всей моей жизни. Далее, уже в 2004-м, я открыл свой первый ресторан. С тех пор их число увеличилось: четыре — в Москве, один — в Монако, в ближайших планах появление еще одного — в Дубае.
Как отнесся столичный клиент к блюдам из сырой рыбы и морепродуктов?
Никаких проблем с этим не возникло! Москвичи много путешествуют, поэтому знают толк в кухне такого рода. К тому же мы умеем не только вкусно накормить, но и прекрасно обслужить, так что даже самый капризный гость уходит от нас полностью удовлетворенным. Не сочтите за хвастовство, но отличного качества свежие морепродукты со всего мира, приготовленные лучшими поварами, вы найдете только в наших ресторанах! К слову, я с большой тщательностью подхожу к подбору персонала и дальнейшему его перераспределению между моими заведениями. Для меня важно, чтобы, попав в только что открывшийся ресторан, клиент видел знакомые лица и понимал, что тут в курсе его привычек и вкусов.
Ваши рестораны сродни швейцарским часам. Столь слаженная работа всего механизма обусловлена вашим техническим образованием?
Не только! Ко всему прочему я еще Дева и Крыса по гороскопу, поэтому постоянно сую свой нос во все дела! (Смеется.) Иначе говоря, стараюсь абсолютно все держать под контролем. Я бы сравнил La Marée с хорошим оркестром, где каждый инструмент идеально настроен. Разумеется, очень много обязанностей ложится на мои плечи, что порой сказывается на состоянии нервной системы, но результатом нашей работы я чрезвычайно доволен.
Учитывая специфику вашего бизнеса, можно сказать, что жизнь заставила вас стать гурманом. Распространяется ли это и на прекрасный пол? Какие черты, на ваш взгляд, определяют идеальную женщину?
Вы знаете, о вкусах в этом вопросе спорить не принято. (Улыбается.) И это правильно, в противном случае большая часть женщин осталась бы без внимания. Если говорить обо мне, то я прежде всего поклонник красивой внешности, ну а потом, если повезет, конечно, хорошо, если женщина оказывается еще и умной. Знаете, качество и свежесть, как и в рыбе, никто не отменял. (Смеется.) А если серьезно, с женщиной должно быть приятно общаться, а позже можно для себя решить, в какой сфере это общение будет происходить. Мы с женой знакомы с 1983-го, поженились в 1988-м, с тех пор все время вместе. Без шероховатостей, конечно, не обходится, но нашему счастью это никак не мешает. У нас есть две прекрасные дочери — 15 и 26 лет.
Трудно ли работать с женщинами? Вашей правой рукой на протяжении долгого времени является Светлана Ермолова
И левой тоже! (Смеется.) Мы работаем вместе уже шесть лет — и за все время ни одного конфликта! Светлана — настоящий профессионал и прекрасный организатор. Кроме того, она гостеприимна и хлебосольна, умеет не просто общаться с клиентами, но и дружить с ними. Кстати, по моему твердому убеждению, негостеприимный человек не может быть хорошим ресторатором!
Вы жесткий человек?
Когда я в очередной раз слышу от своей старшей дочери: «Папа, так нельзя…» — я поначалу невольно напрягаюсь, думая, что где-то перегнул палку. Но дальше следует: «…Ты слишком добрый!» Например, персонал на работу нанимает менеджер, но уволить сотрудника без моего ведома нельзя. Мне не жалко потратить свое время, чтобы выяснить ситуацию: конечно, бывают и непростительные ошибки, но часто причиной может стать просто внутренний конфликт в коллективе, в котором нужно разобраться. Человек — не протухшая рыба, его нельзя просто выбросить за борт.
Как вам при всех ваших нагрузках и серьезной ответственности удается оставаться простым и гостеприимным человеком?
Я советский студент. И этим уже многое сказано! (Смеется.)
За те 35 лет, что вы прожили в России, вам удалось почувствовать себя русским?
Вы знаете, в этой стране в документах всегда имелась графа «национальность», поэтому, даже прожив здесь 100 лет, грузин останется грузином, а тунисец — тунисцем. В то же время я никогда не ощущал себя в России чужим: она дала мне образование, возможность заниматься бизнесом, друзей, семью. Вообще, как мне кажется, успеха можно добиться в любой стране — главное, относиться к ней с любовью, уважать ее законы и чтить традиции. Но могу сказать: если бы я родился русским, я бы этим гордился!
Инна Гросс