Впервые за 80 лет две части шедевра французской живописи XV века встретятся в Берлине
Совсем скоро в Берлинской картинной галерее произойдет историческое воссоединение двух частей диптиха, созданного французским художником Жаном Фуке. Левая хранится в германской столице, а правая, изображающая, как пишут, «самую сексуальную Мадонну из всех, что вы видели», прибудет на встречу из Антверпена.
«Меленский диптих», созданный около 1450 года по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII, по праву относится к числу наиболее загадочных творений искусства XV века. Причем интрига кроется как в самом сюжете, так и в судьбе этой работы, до 1775 года находившейся в соборе города Мелен (отсюда и название).
По мнению большинства искусствоведов, в образе Богородицы (на правой створке, исполненной в сине-бело-красных тонах — гербовых цветах короля) изображена Аньес Сорель, возлюбленная французского короля Карла VII, покинувшая этот мир в 1450 году. В возрасте 20 лет она впервые появилась при французском дворе, и сорокалетний король потерял от нее голову (по свидетельству хрониста Шастилье). К слову, красотой этой неординарной женщины был покорен даже папа Пий II. Подарившая королю троих детей, Аньес состояла в дружбе с… королевой, набожной и обремененной воспитанием 14 детей. Однако в аспекте данной выставки хотелось бы обратить внимание на две важные детали, а именно — на смело декольтированное платье мадонны с одной открытой грудью, а также на умение Аньес составить протекцию людям честным, умным и честолюбивым, таким как Этьен Шевалье (сам король назначил его своим душеприказчиком). Он изображен на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и изображению камня. По сюжету он передает Деве Марии прошение Этьена. Сидящий на коленях Богородицы младенец Иисус указывает пальцем на казначея — знак, что мольбы того услышаны.
По завещанию Шевалье диптих должен был вечно оставаться над его гробницей в меленском соборе Нотр-Дам, как вечно должны были служить мессу за упокой его души (ежедневно в шесть утра). На протяжении веков воля Этьена исполнялась неукоснительно, но в 1775 году потребовались средства для реставрации собора — и работа была продана по частям. После Великой французской революции правую створку купил бургомистр Антверпена, и с 1840 года она находится в местном музее. А левую панель отыскал в Базеле немецкий поэт-романтик Клеменс Брегенс. Знакомый с творчеством Фуке по миниатюрам, хранящимся в собрании своего брата, он узнал руку французского мастера. В 1896 году эта часть диптиха попала в берлинское собрание картин. Жаль только, что в ходе различных исторических перипетий оригинальные рамы работ, украшенные жемчугом, были утрачены.
На протяжении столетий позабылось о том, что некогда диптих был задуман как единое целое. Разрешить многочисленные сомнения помогли современные технологии, благодаря которым было установлено, что обе работы написаны на досках из одного ствола дуба, срубленного примерно в 1446 году.
В Берлинской галерее, где «Меленский диптих» будет экспонироваться с 15 сентября 2017 года до 7 января 2018 года, ему запланировано весьма достойное окружение — от «Автопортрета» Фуке, который прибудет из Лувра, произведений Яна ван Эйка, Петруса Кристуса и Рогира ван дер Вейдена до известного «Портрета феррарского придворного шута Гонеллы» (1442 г.; Собрание музея истории искусств, Вена), приписываемого Жану Фуке (вопрос об авторстве дебатируется вот уже 40 лет).
Fotos:
Jean Fouquet, Diptych of Etienne Chevalier, c. 1455, right panel: Virgin and Child Surrounded by Angels © Antwerp, Koninklijk Museum voor Schone Kunsten
Jean Fouquet, Diptych of Etienne Chevalier, c. 1455, left panel: Etienne Chevalier and St Stephen © Gemäldegalerie — Staatliche Museen zu Berlin / Jörg P. Anders
Jean Fouquet, Bildnis Guillaume Jouvenel des Ursins, um 1460 © Kupferstichkabinett — Staatliche Museen zu Berlin / Jörg P. Anders