1917. Революция. Россия и Европа

В сфере интересов немецких историков — и энтузиазм первых послереволюционных лет, способствовавший появлению новых моделей экономики, образования и культуры; и развитие национальных, политических и общественных движений; и ревизия традиционной системы ценностей старых европейских обществ; и такая болезненная для немецкого сознания тема, как террор и репрессии. Беспрецедентный по своему объему исторический и художественный материал обещает раскрыть тайны вековой давности.

В экспозиции более 500 вещей, примерно половина из них прибыла в германскую столицу из ряда европейских стран — России, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Франции. Это картины, агитационные плакаты, фарфоровые поделки, скульптурные изваяния, униформа красноармейцев, предметы быта тех времен. Кроме того, рассказывается о реакции на революционные события на примере Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Франции. Около 180 предметов было передано из фондов Государственного исторического музея, а также Третьяковской галереи, Музея современной истории России, Санкт-Петербургского музея политической истории России.

 

Четыре эпохи

Экспонаты, распределенные по четырем залам, условно делятся на четыре эпохи. Открывает выставку стена с цитатами на тему революции Александра Солженицына, Лиона Фейхтвангера, Томаса Манна, Джорджа Оруэлла, патриарха Кирилла. Второй временной отрезок — «Утопия и действительность» — охватывает события, происходившие непосредственно накануне, во время и сразу после революции. Здесь можно увидеть часть мачты броненосца «Князь Потемкин-Таврический», красноармейскую военную форму и образцы огнестрельного оружия, копии приказов большевиков, переписку представителей Белого движения. Третий раздел рассказывает о том, как восприняла формирование СССР европейская общественность. В центре экспозиции — полотно Исаака Бродского «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна». В четвертом разделе, именуемом «Эпилог», на небольших мониторах транслируются видеозаписи, где наши современники из Германии и России рассуждают о разных аспектах революции.

 

Нансеновский паспорт

Nansen-Pass von Tamara MatulОдна из страниц берлинской экспозиции рассказывает истории тех, кто бежал от социалистического режима и нашел пристанище в Европе. В XX веке в связи с бурным развитием истории международная ситуация осложнилась за счет многих факторов, в том числе и из-за постоянно мигрировавших масс населения. Для их легализации требовался какой-то новый вид документа — им стал Нансеновский паспорт, который выдавался Лигой Наций для беженцев без гражданства. Идея его введения принадлежит норвежскому ученому и политическому деятелю Фритьофу Нансену, разработавшему этот документ в 1922 году специально для тех, кто бежал из Советской России. Среди получивших его было немало выдающихся людей: Марк Шагал, Игорь Стравинский, Владимир Набоков и многие-многие другие. Одним из экспонатов выставки является Нансеновский паспорт, принадлежавший Тамаре Матул (Tamara Matul) (1905—1956), уроженке аристократического русского семейства Николаевых-Звягинцевых. В 1920 году, будучи 15-летней девушкой, она вместе с родителями прибыла в Берлин, где начала карьеру танцовщицы, а также время от времени подрабатывала статисткой в 15._Hero_Leader_God__c__Privatsammlung__Parisкино. В Бабельсберге судьба свела ее с режиссером Рудольфом Зибером (Rudolf Sieber), супругом Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), и между ними завязался многолетний роман. Марлен на эту связь смотрела сквозь пальцы, что и помогло ее браку с Зибером продержаться до конца его дней. Тамара в роли официальной гувернантки их дочери Марии даже побывала с новой «семьей» в Голливуде. Матул ушла из жизни в 1956 году вследствие психического заболевания, на долгие годы заключившего ее в клинику для душевнобольных.

К слову, Нансеновский паспорт, официально утвержденный на конференции в Женеве, помог устроиться на новом месте жительства примерно 450 тысячам человек. Он стал предпосылкой для учреждения проездного документа беженца, ратифицированного Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 года. В 1922 году за свою активную гуманистическую деятельность Фритьоф Нансен был удостоен Нобелевской премии мира.

Выставка «1917. Revolution. Russland und Europa» будет открыта в Немецком историческом музее (das Deutsche Historische Museum) по 15 апреля 2018 года.

 

Fotos: © Deutsche Kinemathek — Marlene Di; das Deutsche Historische Museum