Осенью 1918 года стало очевидно, что война на Западном фронте проиграна…
Затяжная и чрезвычайно ожесточенная война, усилившая внутренние конфликты практически во всех странах-участниках, привела к революционному подъему в Европе, невиданному с середины XIX века. Наиболее значительным он оказался в Германии. В конце октября германский военно-морской флот, сгруппированный в Киле, получил приказ, предписывающий ему выйти в открытое море, прорвать блокаду и уничтожить британскую эскадру. Никаких шансов на успех эта авантюра не имела. 3 ноября военные моряки начали вооруженное восстание, которое рабочие Киля поддержали всеобщей забастовкой. К вечеру 4 ноября город оказался
полностью в руках восставших. Революционное движение, подобно пламени, за несколько дней охватило всю страну. Призывы свергнуть кайзера и установить демократическую республику звучали все громче. 9 ноября революционная волна докатилась до Берлина. По призыву исполкома революционных старост, состоявших из спартаковцев и левых незавизисимцев, в городе началась всеобщая забастовка, переросшая в вооруженное восстание. Были атакованы и захвачены все правительственные здания, почта, телеграф, вокзалы. И уже 10 ноября кайзер Вильгельм II бежал в Нидерланды.
Одним из реальных источников пополнения наших знаний о событиях тех месяцев жизни Берлина стала самоотверженная деятельность фотографов, старавшихся запечатлеть на пленку все происходящее: баррикады участников группы «Спартак», возведенные из огромных рулонов типографской бумаги в январе 1919-го; бесконечная похоронная процессия, тянувшаяся вдоль Франкфуртераллее в сторону кладбища в Фридрихсфельде — печальный итог боевых действий; солдаты, вооруженные пулеметами; машина, обклеенная предвыборными плакатами, агитирующими в пользу Национального собрания, демонстрация инвалидов войны в поддержку социалистической революции; пулеметчики на позиции — немецкий экспрессионизм в реальной жизни; равно как и десятки разрушенных зданий и площадей. Одними из наиболее значительных фотокорреспондентов первых дней революции по праву считаются братья Отто и Георг Геккель (Otto und Georg Haeckel). Опытные военные репортеры, они успевали везде, а потом предлагали свои снимки таким крупным издательствам, как Mosse или Ullstein. Другим виртуозом фотодела был Вилли Рёмер (Willy Römer). К примеру, один из снимков он сделал во время собственного задержания, когда шел в группе спартаковцев.
На фоне всех военно-революционных перипетий тем более поражает воображение, что совсем рядом, в соседних кварталах, шла обычная жизнь: берлинцы вечерами ходили в кино, посещали оперу и оперетту, не брезговали ревю и кабаре, прилежно оттачивали фигуры степа и фокстрота. Одним словом, всячески демонстрировали беспрецедентное стремление к развлечениям…
Подробнее взглянуть на события столетней давности, составлявшие суть жизни Берлина на рубеже 1918—1919 годов, позволяет фотовыставка Berlin in der Revolution 1918/19, развернутая в берлинском Музее фотографии (Museum für Fotografie). Работа экспозиции продлится до 3 марта 2019 года.