Berlinale 2019: победа Парижа над «варварами»

Кинематограф всегда говорит о времени — даже когда кажется, что его темой стало что-то другое.

Бернардо Бертолуччи

4_Copyright Richrd Huebner69-й Берлинский кинофестиваль завершился полным признанием, наверное, лучшего фильма конкурсной программы, что бывает редко, особенно на этом фестивале, где выбор почти всегда склоняется в сторону политики, а не искусства. Жюри под руководством французской актрисы Жюльет Бинош отдало «Золотого медведя» картине «Синонимы» израильского режиссера Надава Лапида, где гротеск отточен до блеска, а «нашествие варваров» никогда не возьмет верх над парижским духом свободы.

5_Festival Director Dieter Kosslick with the Golden and Silver BearДля француженки Жюльет Бинош выбор такого фильма наверняка очень личный. Сама она стала королевой Берлинале и на его заключительной церемонии появилась в открытом белом платье. Впервые за многие годы собралось так много публики у звездной дорожки, чему немало способствовала неожиданно нагрянувшая весна. Берлинцы дружно высыпали на улицы, сбросив пальто и облачившись в футболки. К фестивальному дворцу они пришли в красных шарфах и широкополых шляпах, напоминавших привычные аксессуары, без которых сложно себе представить многолетнего директора фестиваля Дитера Косслика. В руках люди держали таблички со словами: «Спасибо, Дитер», выражая таким образом свою благодарность человеку, возглавлявшему фестиваль с 2001 по 2019 год. На церемонии показали небольшой фильм о Косслике, напомнивший этапы его большого пути. Забавно смотрелись кадры с участием Жерара Депардье, устроившего в 2016 году цирк на звездной дорожке, — он в одну минуту сорвал с Косслика очки, шляпу, пальто и надел на себя. Продержаться 18 лет на директорском посту такого сложного предприятия, как Берлинале, вряд ли кому-то еще удастся. Журналисты, наблюдавшие за трансляцией в другом здании, тоже «искупали» Косслика в овациях.

Началась церемония закрытия с печальной ноты: на экране возник портрет демонического швейцарского актера Бруно Ганца, ушедшего как раз в этот день. Ему было 77 лет, и он навсегда останется в памяти прежде всего как Ангел Дамиэль в знаковом для Германии фильме «Небо над Берлином» Вима Вендерса. Его Виргилий из «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера, Якоб из «Пыли времени» Тео Ангелопулоса, Гитлер из «Бункера» Оливера Хиршбигеля — уникальные роли, сыгранные на границе миров.

6_Festival Director Dieter Kosslick with the International JuryНикогда так долго не выступали выходившие группами лауреаты. Победители плакали, закрывали лицо руками от внезапно нахлынувшей радости. Их внешний облик поражал отсутствием лоска и стиля. Берлинале, конечно, демократичный фестиваль, однако…

Жюльет Бинош высказала сожаление по поводу вынужденного отсутствия в программе фильма «Одна секунда» китайского режиссера Чжана Имоу. Тем самым она подтвердила, что сняли его не по техническим причинам, как было заявлено, а по вине китайских чиновников и их цензурной экспансии. И тут жюри сделало сомнительный ход конем, наградив двух актеров из другой китайской картины — 9_Вань Цзиньчун«Так долго, мой сын» известного режиссера Ван Сяошуая, охватывающей жизнь трех поколений двух семей. Актеры Вань Цзиньчун и Юн Мэй сыграли супругов, у которых утонул сын, но они воспитали приемного ребенка, давшего им потом прикурить. Дважды в ходе церемонии были показаны кадры, где несчастные родители сидят у могилы и закусывают, — при вручении «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль, а потом и за женскую. Получилось несколько комично. Сама картина вполне заурядная и тоже о последствиях культурной революции, как у Имоу, но, видимо, именно интерпретация Сяошуая больше устроила китайских цензоров.

8_Francois OzonГран-при получил фильм «Милостью божьей» французского режиссера Франсуа Озона, рассказывающий о преступлениях католического священника-педофила Бернара Прейна, совратившего 70 мальчиков. Так продолжалось до 2016 года, и церковь закрывала на все глаза. В начале марта состоится судебный процесс по этому делу. Победа Франсуа Озона на берлинском кинофестивале станет существенным обстоятельством, после которого уже нельзя будет замять скандал. Фильм важный с социальной точки зрения, но не имеет ничего общего с чувственными и пограничными картинами этого режиссера, которые сделали Озона подлинным явлением в кино.

13_Angela SchanelecЗа лучший сценарий отметили «Пираньи» итальянца Клаудио Джованнези и его соавторов, один из которых — Роберто Савиано, автор знаменитого романа «Гоморра», повествующего о неапольской мафии. Теперь речь идет о 15-летних подростках, осваивающих огнестрельное оружие. За артистические достижения наградили оператора Расмуса Видебека, работавшего на картине «Угоняя лошадей» норвежца Ханса Петтера Муланда. «Серебряный медведь» за режиссуру остался в Германии. Его получила Ангела Шанелек за фильм «Я была дома, но…» опять-таки о трудностях подросткового возраста, ставших знаменем нынешнего Берлинале.

Лучшим документальным фильмом уже другое жюри признало «Разговор о деревьях» дебютанта из Судана Сухейба Гасмельбари, рассказавшего о попытках возродить уничтоженные кинотеатры в своей стране. Строительство мечетей там 14_Charlotte Rampling with laudator Liliana Cavaniсчитается важнее кино, и пожилые суданские режиссеры, лишенные возможности заниматься профессией, пытаются противостоять варварским временам. После награждения они темпераментно рассказывали журналистам о наболевшем.

«Золотого медведя» за достижения в мировом кино получила на Берлинале британская актриса Шарлотта Рэмплинг. Ради такого события в Берлин приехала 86-летняя режиссер Лилиана Кавани, снявшая ее когда-то в легендарном «Ночном портье».

Светлана ХОХРЯКОВА

Berlinale 2019: цифры и факты

— 69-й Берлинский международный кинофестиваль стал последним для бессменного в течение 18 лет директора Берлинале Дитера Косслика. За это время состоялось 7 тысяч показов, на которые было продано почти 5 млн билетов; своих обладателей нашли 164 «Медведя». Мероприятие превратилось в крупнейший в мире зрительский фестиваль, славный своей социально-критической позицией.

2017_0431_ORG— С 2001-го по 2019 год Дитер Косслик занимался развитием Берлинале и сопровождающим его Европейским кинорынком (EFM). Под руководством Косслика были созданы секции Perspektive Deutsches Kino, Berlinale Special и Berlinale Series, а также организованы специальные программы: Culinary Cinema, Berlinale Goes Kiez и NATIVe. Он также запустил Berlinale Talents, Всемирный фонд кино и рынок копродукции Берлинале.

— В 2019 году в программе приняло участие около 22 тысяч аккредитованных специалистов из 135 стран.

— Berlinale 2019 стал первым во всей Европе фестивалем, преодолевшим порог в 350 000 билетов в год.

— Берлинале в партнерстве с Engagement Global участвовал в проекте №17 и взял на себя обязательство сделать что-то для защиты окружающей среды и утилизации морских отходов.

— Красная дорожка Berlinale 2019 стала самой зеленой красной дорожкой в мире: на изготовление 2430 кв. м покрытия, изготовленного из 100%-ного нейлона, ушло более 1,6 тонны отходов, в том числе рыболовные сети, изношенные ковры и бракованные изделия.

— На 69-м Берлинском кинофестивале что ни день, то являлись все новые и новые образы СССР — вернее, старые, подобные призракам. Это и новый масштабный фильм Агнешки Холанд «Мистер Джонс», созданный в копродукции Польши, Великобритании и Украины, и телевизионный проект «Брехт» старейшего немецкого режиссера Хенрика Брелёра, известного по фильму «Будденброки».

— Особенно высокую посещаемость показал в этом году Европейский кинорынок (EFM). Более 550 экспонентов из 67 стран, в том числе впервые из Узбекистана, представили около 200 стендов профессионалам из 111 стран. Гости имели возможность увидеть около 730 фильмов, 600 из которых показаны впервые.

— Российский кинематограф был представлен на кинорынке следующими работами: группа компаний «Планета Информ» презентовала новый триллер «Рассвет» (реж. Павел Сидоров) с Оксаной Акиньшиной в главной роли; «Мосфильм» привез историческую драму «Анна Каренина. История Вронского» (реж. Карен Шахназаров), снятую по роману Льва Толстого «Анна Каренина» и повести Викентия Вересаева «На японской войне»; Russian World Vision заявила семейный фильм — фэнтези «Домовой» (реж. Евгений Бедарев); компания «ИГМАР» представила новую историческую драму «Крик тишины»(реж. Владимир Потапов), снятую по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония».

— Berlinale Africa Hub предоставил платформу для разнообразного африканского кино, а Zoo Palast был полон во время Drama Series Days, в рамках которых прошли мероприятия, информирующие о текущих и будущих проектах на международном рынке сериалов.

— На фоне нынешних политических изменений Всемирный фонд кино особое внимание уделил ситуации в бразильской киноиндустрии. Популярными также стали мероприятия, посвященные стратегиям, с помощью которых фильмы могут привлечь будущих зрителей, и возможной роли WCF в этом процессе.

— Что касается гендерного равенства, то Берлинале-2019 расширил свое исследование, проводимое с 2004 года, по гендерному распределению в программе смотра и впервые подготовил всеобъемлющий отчет. Во время Берлинале Дитер Косслик подписал обязательство «5050×2020» по обеспечению гендерного равенства на фестивале и кинорынке.

— 70-й Берлинский международный кинофестиваль пройдет с 20 февраля по 1 марта 2020 года.

Fotos: Berlinale