Недавно в Берлинском музее современного искусства, фотографии и архитектуры открылась первая за 24 года большая ретроспектива Отто Умбера, больше известного как Умбо. В экспозицию вошли около 200 фотографий, сделанных им в 1926—1956 годах, и множество документов. Ученик Иоганнеса Иттена, экспериментатор как в портретной, так и в репортажной фотографии, Умбо является одним из самых интересных и значительных мастеров этого жанра в искусстве XX века.
Центром экспозиции стал портрет «Без названия», на котором запечатлена актриса Рут Ландсхофф — любимая модель Отто. По словам организаторов, выставку стоит посетить уже хотя бы ради того, чтобы полнее раскрыть для себя характер этой неординарной женщины. Вряд ли найдется другой, лучший способ передать с помощью визуального контента историю любви. Сегодня, когда эти эмансипированные молодые женщины 1920-х годов с их бисексуальной открытостью и андрогинным стилем уже стали легендой, стоит сделать акцент о том, что в начале своей деятельности в Берлине, не имея пока ни особого опыта, ни навыков работы с камерой, именно Умбо вместе с Рут Ландсхофф сыграли решающую роль в создании этого образа. Два других экспоната выставки — «Автопортрет» и коллаж «Безумный репортер» — напоминают о том, что Умбо и русские фотографы-конструктивисты дышали одним воздухом.
После Первой мировой войны, когда умы европейского сообщества были заняты размышлениями об аспектах новой жизни, художники-авангардисты с новообретенной гибкостью взялись исследовать новые аспекты искусства фотографии, что помогало значительно расширить визуальный язык. Среди творцов, свободных от всепоглощающего духа богемы и царства коммерческого искусства, был немецкий фотограф-самоучка Отто Максимилиан Умбер. В годы учебы в Баухаузе, бывшего в 1920-е одним из крупнейших центров авангардного искусства, Умбер подружился с Ласло Мохой-Надем — живописцем, не имевшим профессионального фотографического и даже художественного образования, но в определенный момент своей жизни отказавшимся от живописи и выбравшим своим инструментом «свет вместо краски». С 1926 года в школе существовала фотографическая мастерская под его руководством. Другим наставником Отто стал Иоганнес Иттен — швейцарский художник и теоретик нового искусства и педагог, чьими художественными концепциями он восторгался. Благодаря их влиянию этому «ушастому мальчику, выброшенному из Баухауза без каких-либо ремесленнических навыков из-за его «неизлечимой лени», посчастливилось стать ключевой фигурой движения «Новое видение» и участником золотого века немецкой культуры в 1920-х годах. Умберу приписывают открытие образа новой женщины, нового городского пейзажа и фотографического репортажа вообще.
Работая с 1923 года в Берлине, Отто вошел в круг художественного авангарда и некоторое время сотрудничал с кинорежиссером Вальтером Руттманом, выполняя фотомонтажи для знаменитого фильма «Берлин: симфония большого города». В 1924 году, восхищавшийся, как и многие из его окружения, Чарли Чаплином, он взял себе псевдоним Умбо (переводится как «клоун»). На сделанных в то время автопортретах Отто предстает в неизменном черном котелке и с маленькими усиками над верхней губой. В 1926-м Умбер открыл фотоателье и вскоре стал одним из самых знаменитых берлинских фотографов. Известность ему принесли портреты, снятые в необычной для того времени манере — как правило, их отличал крупный план с драматическим освещением. Он успешно экспериментировал с фотографией: многократные экспозиции, необычные ракурсы, фотомонтаж, коллаж… В 1926—1928 годах Умбер заинтересовался съемками в вертикальной плоскости, когда оптическая ось объектива размещена перпендикулярно к поверхности земли. При этом люди, идущие по мостовой, превращались в странных коротышек, у которых видны были только голова и плечи, и лишь тень на асфальте давала полную проекцию фигуры человека.
В 1928 году Умбо основал с коллегами фотоагентство Dephot (Deutscher Photodienst GmbH), создавшее новый стиль фотожурналистики. Его работы печатались в лучших берлинских журналах. Одна из самых знаменитых фотографий этого периода — «Unheimliche Straße»: простое и вместе с тем неожиданное изображение берлинской улицы с высоты птичьего полета.
После прихода к власти Гитлера агентство было закрыто (в 1933-м), и Отто стал свободным фотографом. В 1930-е годы он работал фоторепортером в Европе и Северной Африке. Во время Второй мировой войны его студия в Берлине была разрушена. Вместе с ней погиб гигантский архив, насчитывавший около 60 000 негативов. В 1945-м вместе с семьей Умбер переселился в Ганновер, сотрудничал с Kestnergesellschaft, преподавал фотоискусство в США и рекламный рисунок в школе прикладных искусств в Ганновере. Позже он вернулся к фотографии, но былой популярности уже не имел. В 1979-м выставка работ Умбо 1925—1933 годов тихо и незаметно прошла в Ганновере. Фотографа, ушедшего из жизни год спустя, просто забыли. Преданное забвению творчество Умбо было открыто вновь только в 1980-х. Сейчас Отто считают классиком немецкого авангарда, издают о нем книги, выставляют его работы в музеях, пишут диссертации.
Berlinische Galerie
Умбо. Фотограф
21 февраля — 25 мая