The Cool and the Cold

gb20_p_cool_cold_bulatov_sonnenaufgang
Эрик Булатов «Заход или восход солнца» Foto: VG Bild-Kunst, Bonn 2020, Courtesy: Ludwig Forum für Internationale Kunst, Aachen

Считается, что холодная война закончилась с распадом Советского Союза. Около 1990 года завершилась всемирно-историческая эпоха, которая характеризовалась политическим, военным, а также идеологическим противостоянием Запада и Востока. Проектов, сравнивающих искусство двух стран, в том числе послевоенное, было в последние годы немало, но работы художников СССР и США прежде не сопоставлялись столь подробно — по темам, сюжетам и стилям. Так что выставка из коллекции Петера и Ирене Людвиг в берлинском Martin-Gropius-Bau стала первой, где это попробовали сделать. Организаторы экспозиции предлагают убедиться в том, что между советским и американским искусством было гораздо больше общего, нежели принято думать.

Импозантный дворец в стиле неоренессанса носит имя своего архитектора: Мартин Гропиус, двоюродный дед основателя Баухауса Вальтера Гропиуса, выстроил его в 1881 году для Музея прикладного искусства, перебравшегося позже в другое место. Сегодня выставочный зал, расположенный в Кройцберге, ставшем в последние годы по-настоящему трендовым районом германской столицы, славится своими смелыми решениями и стильными экспозициями, способными впечатлить даже искушенных любителей искусства.

То, что выставка, посвященная 30-летию падения «железного занавеса», открыта в здании, признанном одной из визитных карточек Берлина, отнюдь не случайность. Когда-то именно здесь проходила разделившая город на две части печально знаменитая Берлинская стена. Из окон по одну сторону Мартин-Гропиус-Бау открывается вид на бывший Западный Берлин, по другую — предстает панорама некогда столицы ГДР.

Выставка «The Cool and the Cold. Искусство США и СССР 1960–1990» наглядно демонстрирует то, как художники эпохи холодной войны, жившие по обе стороны Атлантики, реагировали на политические и эстетические вызовы времени и отражали разные представления о свободе человека и общества. «Теперь мы не знаем, где рай, а где ад», — сказала однажды художница Эмилия Кабакова, жена одного из отцов московского концептуализма Ильи Кабакова, чьи работы также вошли в состав экспозиции. Конец казавшегося вечным противостояния дал ответы, но одновременно поставил еще больше вопросов, изучение которых продолжается и по сей день.

«Слишком много еще в научном обороте клишированных мнений о политически ангажированном искусстве социалистических стран, слишком многие музейщики и кураторы предпочитают в исследовании искусства Запада идти давно проторенными путями», — пишет в статье «The Cool and the Cold — О концепции выставки» ее идеолог Бригитте Францен. Вместе с коллегами она объединила произведения американских и советских художников и выстроила их творения хронологически. Это помогло увидеть поразительные параллели в развитии живописи двух стран. Каждый художник выбирал свой путь, и если чьи-то дороги пересекались или шли параллельно, то это говорит о том, что их вело само искусство. А «железный занавес» не был непроницаемым.

В экспозиции представлены работы 80 деятелей искусства. В общей сложности это 125 произведений: Энди Уорхол и Илья Кабаков, Джексон Поллок и Эрик Булатов, Хелен Франкенталер и Иван Чуйков — людвиговские кураторы Бригитте Францен и Беньямин Доденхофф обещают множество небанальных со- и противопоставлений. К числу первых можно по праву отнести «Леопардовую Лилию» Ричарда Линднера, напоминающая по цветовому решению и композиции героиню безымянной картины Ивана Чуйкова, написанную несколькими годами позже.

В разделе «Пролог — 1950-е годы» за абстракциями Джексона Поллока, Франца Клайна и Джаспера Джонса следует пентаптих Владимира Янкилевского «Атомная станция» с условными изображениями человека, пейзажа и механизмов. Здесь подчеркивается скорее не сходство стилей, а своеобразие манеры советского нонконформиста. То же можно встретить и в остальных разделах. Так, реализм картины «На безымянной высоте» Бориса Неменского куда реалистичнее «Любовников» Ховарда Кановица, а фотореализм работы Малкольма Морли в разделе «Досуг/Семья» не имеет ничего общего с гротескным «Воскресеньем» Александра Ишина. Забавным в «Культовых образах» выглядит соседство «Ленина» Дмитрия Налбандяна и «Элвиса Пресли (одинарный Элвис)» Энди Уорхола. Картина с вождем мирового пролетариата написана на 18 лет позже портрета короля рок-н-ролла. Уже при рождении она даже в СССР выглядела анахронизмом.

В рамках выставки представлены также работы основателя соц-арта Эрика Булатова, одного из наиболее дорогих современных российских художников. К примеру, на аукционе Phillips его работа «Советский космос» была продана за $1,6 млн, еще два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», ушли за $1 млн каждое.

Среди центральных тем экспозиции — неожиданное сравнение поп-арта с соц-артом и московским концептуализмом, направлениями, которые зародились в США и СССР в одно и то же время.

Работа выставки «The Cool and the Cold. Искусство США и СССР 1960–1990» продлится по 9 января 2022 года. Стоимость билета — €15.