Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, —
Чин человека…
Иван Андреевич Крылов. «Послание другу»
Русский писатель, драматург, академик Петербургской академии наук — яркий талант Ивана Андреевича Крылова проявился в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий. Однако особое место в его творчестве занимали басни, пленяющие неувядающей поэзией стиха и богатейшей живописью словесных красок.
Жизнь Крылова не так хорошо изучена, как биографии других российских писателей. Объяснение тому простое: великий писатель… ленился читать и править то, что писалось о нем при жизни. Кроме того, он очень не любил писать писем, ни с кем не вел переписки, затруднялся при необходимости составить самую ничтожную записку и часто из-за этого не отвечал на корреспонденцию, получаемую им даже от горячо любимого брата, который писал Крылову длинно и подробно. Едва ли найдется два-три десятка посланий, написанных великим баснописцем за прожитые им 75 лет.
Под маской ленивца
Однако сохранилось несколько трогательных, образных, нежных и остроумных писем Крылова к Варваре Алексеевне, дочери директора Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленина, друга и покровителя Крылова, под началом которого он работал много лет. Вот начало одного из них: «За тридевятью морями, в тридесятом царстве вспомните иногда, любезная и почтенная Варвара Алексеевна, неизменного своего Крылова. Я, кажется, слышу Ваш вопрос. Да полно, стоит ли он этого?.. Конечно, стою, да, стою. Возьмите беспристрастно и взвесьте всё мое хорошее и худое. Кажется, вижу, что вы на одну сторону кладете лень, мою беспечность, несдержание данного слова писать и пр. и пр. Признаюсь, копна велика и очень похожа на большой воз сена, который я видел на Сенной площади. Но постойте, я кладу на другую сторону мою к вам чистосердечную привязанность. Может быть, она не приметна; однако ж посмотрите, как весы потянули на мою сторону. Вы улыбаетесь и говорите: точно он меня любит; ну, бог его простит!»
И здесь Крылов совсем не похож на образ, созданный воспоминаниями многих его современников, утверждавших, что несмотря на вежливость, человеком он был довольно холодным и явно старался держать людей от себя на расстоянии, не принимать близко к сердцу чьи-либо проблемы.
Поэт, при жизни признанный великим и народным, наделенный высокообразованным умом и глубоким знанием жизни, в своих произведениях давший точный и беспощадный портрет эпохи, упорно в течение всей жизни создавал о себе анекдоты и всячески поддерживал их распространение. Постепенно они стали известны во всех слоях общества. Большинство рассказчиков, практически слово в слово повторяя друг друга, представляли себя участниками того, о чем рассказывали. Такое «однообразие» воспоминаний о Крылове и отсутствие каких-либо автобиографических сведений практически подменили его реальную биографию, а образ баснописца был с подачи самого Крылова постепенно вытеснен своеобразным литературным персонажем. Маска ленивца и чудака позволяла ему в жизни рассказывать о себе любые были и небылицы, а в баснях писать всё, что заблагорассудится, оставаясь при этом на почетном положении в обществе.
«Осел был самых честных правил»
Мы редко замечаем, сколь часто в нашей повседневной жизни обращаемся к Крылову. Его тексты так вошли в наш язык, что не осознаются как цитаты: «рыльце в пуху», «как белка в колесе», «медвежья услуга», «дразнить гусей», «в семье не без урода». А по количеству афористичных фраз и по частоте их использования нашими современниками Крылову нет равных в русской литературе, он превосходит в этом отношении даже автора «Горя от ума». Недаром именно ему одному из первых Грибоедов прочитал свою комедию, где, кстати, в «кроткой» реплике Загорецкого есть прямая отсылка к творчеству баснописца:
«ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари».
К слову, и каноническое начало «Евгения Онегина» — это перифраз крыловского «Осел был самых честных правил».
Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Высоко оценив работу, он первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Правда, сам поэт не сразу это понял. В 1806-м он напечатал лишь три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, с успехом шедшие на сцене: «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Однако несмотря на долгожданный успех, Крылов перестал писать для театра и с каждым годом всё больше внимания уделял работе над баснями. В 1808-м им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська». В 1809 году вышел первый сборник, сразу же сделавший автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал Крылов до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844-м вместе с извещением о его кончине.
Если поначалу Крылов занимался переводами и переложением знаменитых французских басен Лафонтена («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»), то со временем начал находить больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связаны с реалиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические коллизии стали басни «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Волк на псарне». Со временем события, послужившие поводом для их написания, забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях. Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальных проблем и лишений, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым. Активное внедрение в русский язык народной речи, яркая образность и афористичность языка Крылова делает его поистине народным писателем, может быть, самым народным из всех российских литераторов. Кстати, это единственный русский писатель, чьи произведения, однажды ставшие частью школьной программы, остаются в ней уже более 160 лет.
«Крылов. Басня»
В год 250-летия великого баснописца, поэта, издателя музейно-выставочное объединение «Манеж» при поддержке фонда «История Отечества», Российского исторического общества, Международного общественного фонда «Российский фонд мира», Россотрудничества и Министерства иностранных дел Российской Федерации подготовило проект «Крылов. Басня», направленный на продвижение русского языка и русской культуры за рубежом. Передвижная выставка для семейных и классных посещений рассказывает о жизни баснописца и его вкладе в развитие русского языка. В экспозиции представлены копии иллюстраций к басням Крылова таких авторов, как Андрей Петрович Сапожников — художник-любитель, действительный статский советник; Георгий Иванович Нарбут — русский и украинский художник-график и иллюстратор; Альфонс Константинович Жаба́, в 1914-м выполнивший иллюстрации к изданию басен И.А. Крылова; Евгений Михайлович Рачёв — русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор; Алексей Михайлович Лаптев — советский художник-график и книжный иллюстратор и др. Демонстрируются также изображения работ Мая Митурича, выполненные в технике «пространственной графики». На трех touch-скринах размещена дополнительная информация об исторических смыслах басен, прослежены их источники, а также предложены викторины, которые помогут посетителям оценить степень своего знакомства с творчеством баснописца. Экспозиция включает много увлекательных интерактивных элементов.
В рамках выставки запланирована лекция-беседа об Иване Андреевиче Крылове и эпохе, в которую он жил.
В 2019—2020 годах показ выставки запланирован в Вене, Праге, Брюсселе, Париже, Люксембурге и Страсбурге. В Германии выставка пройдет в Висбадене в Haus der Heimat, Friedrichstraße 25 с 22 ноября по 30 ноября 2019 года.