Я бы хотел обращаться с золотом, как с пластилином. Карл Фрич
Среди художников и дизайнеров прошлого века было немало любителей экспериментировать с ювелирными изделиями, в результате чего эти младшие братья в мире искусства выглядели не то украшениями, не то скульптурами. Первыми роман с ними закрутили сюрреалисты. Мерет Оппенгейм одевала в мех все, попадавшееся ей под руку. Ман Рэй и Сальвадор Дали создавали уменьшенные копии своих произведений. Пабло Пикассо царапал кривые рожицы на медальонах из золота и простого камня, а серьги-мобили из проволоки авторства Александра Колдера носила сама Пегги Гуггенхайм.
Сегодня на одном ювелирном поле играют с одной стороны — исторические бренды haute joaillerie, с другой — футуристические колье-ошейники и трубы Гейса Баккера, браслеты-кандалы Софи Ханагарт, изделия Рене Лалика и других дизайнеров. Органично смотрятся в данной команде и удивительные кольца-скульптуры Карла Фрича (Karl Fritsch). Объем, необычные цветовые комбинации и материалы — сия формула безотказно работает в произведениях мастера. Однако его вольное обращение с этими тремя китами ведет к разрушению канонов ювелирного мира. Фрич отважно пронзает лазером многокаратный бриллиант и фиксирует его к золотой основе с помощью… двух ржавых гвоздей, создает экстравагантные и сверкающие кольца из… алюминия и синтетических камней. Он дерзко гравирует Fuck off на античном византийском кольце, а кольцо из белого золота с драгоценными камнями неожиданно дополняет надписью Nudelsuppe («Суп из лапши»).
Карл Фрич попал в ювелирную сферу, как говорится, волею судьбы — истек срок подачи заявок в школу резьбы по дереву в Обераммергау, и по настоянию мамы он поступил в Goldschmiedeschule Pforzheim. Поскольку промышленное производство не отвечало творческим амбициям молодого человека, после двух лет работы в компании C. Neusser он продолжил обучаться современному ювелирному дизайну в Академии изящных искусств в Мюнхене под руководством профессоров Германа Юнгера и Отто Кюнцли. Там Фрич обратился к кольцам и разработал свой собственный стиль, в котором соединил искусство золотых дел мастеров с дерзкой фантазией современного художника. В итоге его ремесло было определено как «художественная интервенция». По словам Фрича, сказанным еще в студенческие годы, он был движим стремлением создавать «уродливые украшения». «Теперь, когда я смотрю на эти изделия спустя 10 лет, я нахожу их утонченными и красивыми. Они очень хорошо сделаны и не ложатся в рамки обычных формул формы и цвета, которые вы ожидаете найти в традиционных ювелирных изделиях».
Коммуникативные свойства колец Фрича признаются как ценителями украшений, так и теми, кто далек от тонкостей данного вида искусства. Его работы не отличаются ортодоксальностью, они оригинальны и обладают игривым чувством юмора. Зачастую в качестве отправной точки ювелир использует уже существующие изделия. Выполняя, казалось бы, тривиальную работу по удалению или замене камней, изменению оправы, окислению металла, он создает на их основе ошеломляющие произведения искусства.
Фрич по-настоящему одержим кольцами, причем они не только «хозяева» бриллиантов и драгоценных камней, но и рассказчики увлекательных историй на самые разные темы — от банковского хранилища до шахт или глубин моря. Скорее всего, именно в этом кроется секрет их магического притяжения, выгодно отличающий кольца Фрича от их собратьев из мира haute joaillerie.
Карл Фрич переосмысливает барокко, в результате чего рождаются геометрические, негабаритные драгоценности must-have из золота или железа с рубинами и сапфирами, миниатюрные золотые слитки, дополненные ржавыми гвоздями и пирамидальным кварцем. Уникаты, вдохновленные воображаемым миром, где футуризм соседствует со стимпанком. По словам самого художника, «то, что было традиционным кольцом, теперь приобретает новое значение и становится своего рода оружием, которое может быть использовано владельцем». Драгоценные материалы, мастерство дизайнера и его стремление придать драгоценностям новый смысл рождают современные изделия с налетом pulp noir (pulp — сокр. pulpwood, «дешевая бумага»).
Правилам и традициям ювелирного ремесла, которым некогда учился Карл Фрич, сегодняшний художник-ювелир противостоит с озорным удовольствием. Он отчуждает традиционные методы производства, чтобы процессы творчества оставались видимыми: приклеивает к кольцам драгоценные камни (один на другой) — а-ля пэчворк, позволяет золоту и серебру окисляться черным во время литья (драгоценный металл начинает потихоньку проявляться лишь после долгой носки), некоторые кольца хранят отпечатки его пальцев. Фрич настолько преобразует изделие, что, по словам профессора Отто Кюнцли, «результат выглядит так, будто Карл починил сломанное кольцо с помощью золотой жевательной резинки».
Сегодня Карл Фрич, получивший мировое признание как талантливый ювелир и автор нескольких эффектных книг о своей работе, живет в Веллингтоне (Новая Зеландия). С 1980-х годов он активно выставляется в Европе, США и Японии, является научным сотрудником и приглашенным профессором Академии Ритвельда в Амстердаме, Университета искусств в Филадельфии, Школы дизайна Род-Айленда в Провиденсе, Королевского колледжа искусств в Лондоне, адъюнкт-профессором университета RMIT в Мельбурне.
Работы Фрича вошли в собрания таких музеев, как Victoria and Albert Museum, Royal College of Art (Лондон), Stedelijk Museum (Амстердам), Pinakothek der Moderne (Мюнхен), National Gallery of Victoria (Мельбурн), Metropolitan Museum of Art, Museum of Art and Design, The Jewish Museum (Нью-Йорк), Museum of Decorative Arts (Монреаль), Swiss National Museu (Цюрих), и др.
Выставка Karl Fritsch: Ruby Gold, открытая в Galerie Zink Waldkirchen, демонстрирует более 100 интерпретаций колец, позволяющих ощутить весь спектр многогранного творчества дизайнера. Игривый и иконоборческий характер его работ потребовал необычного оформления экспозиции — черное пространство, в котором, словно на детской площадке, установлены «горки» с кольцами-скульптурами. В галерее можно также пробрести каталог работ Фрича, выпущенный в сотрудничестве с издательством Arnoldsche Art Publishers.
© GALERIE ZINK; PHOTO: ERICH SPAHN; NICKL PR